1. Читайте не торопясь, вникая в суть написанного.
Как правило, читать мы умеем плохо, и все чаще — не умеем вовсе. Нет, число знаков в минуту, число страниц за час
и т.д., — с этим у большинства дела обстоят нормально. Некоторые даже техникой скорочтения владеют.
С пониманием прочитанного — значительно хуже. Скорочтение родилось в свое время с
единственной целью — ускорить поиск информации. Поиск, но не обработку! Со времени появления систем поиска информации скорочтение стало
практически ненужным, а доведенное до уровня самоцели — чрезвычайно вредным.
2. Не оставляйте непонятым ни одного слова.
Давайте договоримся: МЫ будем читать спокойно, без гонки. Нас никто и ничто не торопит. Практика
научных работников показывает, что нормальная скорость чтения специального (не художественного) текста с целью его понимания — от одной до четырех страниц в час! Почему же так
медленно? Дело в том, что понимание текста, как минимум, связано с пониманием слов, из которых этот текст состоит. Для понимания слов необходимо постоянно обращаться к словарям, энциклопедиям, справочной литературе, специалистам, к собственным ранее приобретенным
знаниям.
Понять слово — это значит дать определение понятия, которое стоит за этим словом, или
связать это слово с соответствующим образом, представить себе, о чем именно идет речь.
Наука, гормон, энергия, любовь, свобода, замужество, сетевой маркетинг… Вы уверены, что хорошо, а главное
— однозначно представляете себе обсуждаемый предмет?
3. Добивайтесь ПОНИМАНИЯ содержания текста.
Теперь, когда все слова понятны, остается понять связь между ними, а точнее — между теми явлениями,
которые обозначены этими словами. Если кристалл растет присоединением атомов к его поверхности, то интересно, как именно это происходит? Если употребление препаратов плаценты ведет к повышению иммунитета, то как именно? Что
является причиной, а что — следствием? Почему работа с селеном и его соединениями в науке и промышленности относится к опасным процессам, а недостаток селена в организме не менее опасен для
нормального функционирования этого организма?
НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ
СВЯЗИ, ОПИСЫВАЕМЫЕ В ТЕКСТЕ.
4. В процессе чтения — пишите, рисуйте, рассказывайте.
В большинстве своем люди привыкли называть чтением пассивное времяпрепровождение — пробегание строчек глазами, совмещенное с
жеванием бутерброда, вязанием или еще чем-нибудь более приятным.
Если мы не написали, не нарисовали, не рассказали кому-нибудь (хотя бы себе, но ВСЛУХ) сути прочитанного, то мы не в состоянии
проверить усвоение нами этой сути.
Если учащийся ограничивается “чтением” доказательства теоремы, понимание исключено!
Не происходит проникновения в то, о чем говорит текст, не происходит присвоения того, что
описано в тексте. Тогда это чужое, ненужное и осознанию, обработке не подлежит.
5. Читая, создавайте опорный конспект прочитанного.
Один из физиков прошлого рубежа столетий, лауреат Нобелевской премии 1912 года Макс фон
Лауэ, писал в своей известной “Автобиографии”, что знание — это то, что
остается, когда все остальное давно забыто. Давайте, читая, строить знание. Мы теперь это умеем.
Для того, чтобы связно воспринимать прочитанный текст, нужно удерживать основные, опорные
его положения в оперативной памяти. Поэтому следует записывать или иным способом фиксировать ключевые понятия текста и причинно-следственные связи между ними. Тогда Вам будет легко
понять структуру текста, его смысл. Только так, имея перед глазами основную линию изложения, можно задумываться над тонкостями деталей.
6. Записывайте Ваши выводы из прочитанного.
Мы читаем для того, чтобы понять написанное. Понять — следовательно, сделать выводы из
прочитанного. Как мы уже убедились, это нелегкая и ответственная работа. Поэтому просто нелепо, кощунственно терять результаты этой работы, необходимо обязательно зафиксировать
выводы, то есть записать свои размышления о
прочитанном и результат этих размышлений.
ЗАПИСЫВАЙТЕ СДЕЛАННЫЕ ВАМИ ВЫВОДЫ ИЗ
ПРОЧИТАННОГО!
ПОНЯТЬ — ЗНАЧИТ ОСОЗНАННО ДЕЙСТВОВАТЬ!
7. По мере понимания прочитанного — ДЕЙСТВУЙТЕ!
Мы стремимся понять для того, чтобы действовать на основе понимания. Поэтому критерием
понимания прочитанного является вытекающее из него осознанное действие. Например, прочитав о новом пищевом продукте. Вы можете принципиально отказаться от его использования
(действие!). Но только, пожалуйста, аргументирование, на основании сделанных Вами выводов из прочитанного (а для этого они и должны быть зафиксированы).
Заключения типа “я в это не верю” бессмысленны и
унизительны для их авторов.
ОСМЫСЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДСКАЗУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИНИМАЮТСЯ НА ОСНОВЕ
ПОНИМАНИЯ, А НЕ ВЕРЫ.
После всего сказанного здесь должно стать очевидным, что понятия “читать” и “думать” очень тесно связаны между собой.
Чтение без думанья не имеет никакого смысла. А что такое “думать” — мы уже выяснили: это процесс понимания явлений и связей между ними.
И мы знаем, что обдуманные действия неотвратимо выигрышны, а необдуманные — столь же неотвратимо
проигрышны.
Поэтому стоит помнить о связи чтения и думанья. Ведь чтение — способ подключения человеком к процессу собственного думанья
дополнительных и, как правило, далеко не самых худших мозгов. При этом человек сохраняет за собой право сделать из этого обобщенного думанья собственные выводы.
Write a comment
Вячеслав Луценко (Friday, 27 December 2013 10:50)
Нужно читать, глубоко вникая в суть читаемого.Это более эффективно. Я делал не правильно, полагая, что далее по тексту автор раскроет предлагаемую мысль или понятие более подробно, другими, более понятными словами.Для меня явилось новым наблюдение, что нормальная скорость чтения 1-4 страницы в час. Рад, что это утверждение основано на реальных исследованиях (я верю Г.С.). На это и уходит время:написать, нарисовать, рассказать вслух, но главное обдумать.Принципы эффективного самообразования я должен знать так хорошо, чтобы они отложились в подсознании, тогда и обучаться будет легче, а главное, и результат будет более эффективным и продуктивным.
админ (Thursday, 23 January 2014 16:32)
Хорошо, что Вы это поняли. Скорочтение необходимо только для ознакомления с учебным материалом и для поиска нужного фрагмента информации для серьезной работы. Семь шагов техники эффективного чтения - это фундамент самообразования. Форсировать темп и скорость чтения при этом не следует.
Виолетта (Monday, 07 July 2014 14:00)
Удивительно как хорошо усваивается даже малый текст!!!
Виктория (Sunday, 24 August 2014 18:53)
мне понравилось