Первая ступенька лестницы компетентности – НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ. На этом этапе человек не только не осознает, как что-то сделать, но даже то, что он этого не знает (область незнания не определена и не осознана). В эту область попадают все массивы информации, с которыми человек не пересекался в своей жизни и не получал соответствующей учебной информации (не видел, не слышал, не читал). Не осознавая возможных масштабов знаний, необходимых ему для приобретения конкретных навыков, человек, как правило, бывает излишне самоуверенным и часто считает нужным давать советы профессионалам и судить их. Этот уровень компетентности обозначается цифрой «1».
Вторая ступенька лестницы компетентности – ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ. Переход к этому состоянию происходит после того, как человек получает необходимую начальную информацию для определения и осознания области своего незнания (увидел, прочитал, услышал). Восприятие информации через органы чувств (сенсорные каналы) не означает, что человек чему-то научился. На этом этапе у него может возникнуть негативное убеждение о невозможности продолжения обучения. Причиной этих страхов является сам факт осознания человеком глубины своего незнания. Для формирования потребностей к обучению необходимо преодолеть подобные психологические ограничения. При этом можно вспомнить пословицу «Глаза боятся, а руки делают». Все начинается с первого шага. Необходимо большие цели разложить на совокупность реально достижимых задач и начать действовать в соответствии с циклической моделью успеха, управляя самостоятельными учебными действиями. Этому способствуют специальные инструменты (табличные учетные формы): «Технологическая карта» и «Матрица системного анализа». Данный уровень некомпетентности обозначается в контрольном листе цифрой «2».
Третья ступенька лестницы компетентности – ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ на уровне усвоения понятий (ОСОЗНАННЫЕ ЗНАНИЯ). Учебные действия, направленные на приобретение новых знаний – это прежде всего обработка исходной учебной информации и построение собственных моделей (конспектирование, структурирование, систематизация, выделение ключевых понятий и элементов, поиск дополнительной контекстной информации, визуализация, графическое кодирование, проектирование компонентов учебной среды и пр.)
Четвертая ступенька лестницы компетентности – ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ на уровне умений (ОСОЗНАННЫЕ УМЕНИЯ). Неоднократно выполняя необходимые учебные действия и упражнения, человек надежно запаковывает учебную информацию в своем сознании и переходит на четвертую ступеньку лестницы компетентности. Для формирования умений необходимо выполнить тренировочные действия на основе выполнения упражнений, практических и лабораторных заданий. На этом этапе человек знает, как все это нужно сделать, но на практике вынужден концентрировать на этом все свое внимание. Это происходит потому, что приобретенные им навыки фрагментарны и не внедрены в область бессознательного.
На пятом этапе после интенсивных тренировочных и практических действий функции управления новым навыком уходят на уровень подсознания, освоенное умение становится привычкой, рефлексом (паттерном) и применяется человеком автоматически (на автопилоте), освободив наше внимание и оперативную память для восприятия новой информации. Эта ступенька лестницы компетентности называется – НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ и определяет уровень бессознательных автоматических навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. |
Write a comment
Вячеслав Луценко (Friday, 27 December 2013 11:24)
Вроде просто и понятно. Но твердое знание этой структуры ("на автопилоте") будет действительно автоматизировать процесс самосовершенствования в изучаемом предмете в целом.Нужно иметь ввиду, что человек, находящийся на "1" ступеньке этой лестницы своими самоуверенными и настойчивыми, а часто настойчиво навязываемыми утверждениями, может вызвать у вас негативную реакцию, если вы находитесь в этом вопросе на 2,3,4 и тем более 5 ступенях. В связи с этим приходят на ум слова из молитвы:"Господи, помилуй его, ибо не ведает, что творит..!" В целом, картина и система перехода от 1 до 5 ступеней стала ясной. Нужно работать.
Виолетта (Monday, 07 July 2014 14:33)
Чудесно все расписано! Если так строго делать, то все получится!
Виктория (Sunday, 24 August 2014 17:19)
Мне понравилось,очень познавательно.